вторник, 31 декабря 2013 г.

Рецензия: The Stanley parable


Stanley parable для меня долго оставался «тёмной лошадкой». Период его существования в статусе мода я как-то упустил, демку – проморгал. В итоге, когда игра всё-таки вышла, предварительного мнения о ней никакого не сложилось. Профильные порталы тоже не могли выдать чего-либо внятного, кроме «ОМГ, 10 из 10!!!». Но подобное они кричат практически всегда, понятно – не ориентир. Стэнли я, в итоге, взял – но несколько месяцев иконка с красным галстуком так и провисела на рабочем столе. Зря.

Прежде всего, оказалось, что Stanley – не совсем игра, в привычном понимании этого слова. Нет как такового геймплея, нет челленджа, практически нет сюжета.

Когда-то, в бытность мою студентом медколледжа (то-есть, очень давно), товарищ показывал «интерактивную книгу» - редкость для наших широт. Что-то про легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Открываешь, читаешь страницу, в конце есть вариант выбора – скажем, пойти налево или направо. Выбираешь, перелистываешь на указанную страницу, читаешь дальше. Книжка достаточно толстая, вариантов – много. Где-то умрёшь, начинаешь заново. Где-то – залезешь в такие дебри, что без поллитры не разберёшься.

Stanley во весь рост эксплуатирует тот же самый принцип, но делает это с изрядной долей выдумки, и (что важнее) иронии и сарказма. Из средств управления у вас есть кнопка «вперёд» и кнопка «действие». Вместо книжного текста – голос рассказчика. Эталонный минимализм. Как пара шестигранных кубиков.

Удивительны две вещи. Первая – сколько возможных комбинаций на этих «кубиках» может выпасть. Вторая – уважение к деталям. Со вторым всё понятно: кругом масса каких-то табличек, презентаций, завуалированных издевок. Работа рассказчика – выше всяких похвал. Это моноспектакль, а я всегда уважал моноспектакли. Ну, где на всю постановку один актёр, который работает за целую труппу. Труд сам по себе невероятный, но в Stanley он ещё усложняется тем, что актёр лишён мимики и жестов – из выразительных средств у него остаётся только голос (ну и, в определённой степени музыка – очень мало и осторожно, а также декорации – часто и с удовольствием). И вот то, как там проведена работа с голосом – это здорово, поверьте.

Вернёмся к комбинациям: их, повторюсь, огромное множество. Игра чутко реагирует на каждый поворот и постоянно ломает четвёртую стену, давая понять, что прекрасно видит все твои попытки экспериментировать. Для меня настоящим откровением стала такая мелочь, как кодовый замок в кабинете директора Стэнли. В какое-то из прохождений ты запомнишь пароль и наберёшь его раньше, чем до этого места договорит рассказчик. За этим последует реакция – и мало того, что ты её не ожидаешь (скорее, ждёшь, что игра просто перескочит к следующему куску текста), так она оказывается ещё и одним из самых смешных моментов игры. Это удивляет. А умение удивлять – это уже искусство.




Вариативность сохраняется и в нарративе: нельзя однозначно сказать, о чём он здесь. В одном варианте будет стёб над фактическим отсутствием выбора в играх, где этот выбор выпячивают как одну из главных деталей геймплея. В другом – сатира над выбором в жизни. В третьем – грустный философский монолог о смысле существования. В четвёртом – разнузданный гэг в традициях великого Монти Пайтона. И т.д. и т.п.

В сущности, Stanley удаётся то, что при куда больших бюджетах не удаётся – и никогда не удастся – сделать Левину или Кейджу. Пресловутый бюджет всегда загоняет их в геймплейные рамки: в том же Bioshock: Infinite автору явно хочется рассказать историю, а нужно делать шутер. Получается ни рыба, ни мясо: шутер убог, но при этом ломает сам смысл истории. Всё, что нёс, он не донёс – значит, он ничего не принёс.
У Stanley рисков намного меньше, поэтому он избавляется от всего, что мешает. А избавившись от лишнего, начинает прекрасно работать. Переставая, однако, при этом быть игрой.

Parable действительно – не игра. Выносить его на общее голосование в чарты, в итоги года бессмысленно. Это своего рода арт-инсталляция. Которая, в отличие от высоколобого искусства, проста и понятна абсолютному большинству без дополнительных изысканий. «Качественная попса», умное развлечение. Stanley интересно пробегать самому. За неё можно спокойно усадить домочадцев – и посмотреть, какие решения будут принимать они.

Но самое главное: после неё хочется «ещё вот такого». В другом сеттинге, с другим настроением, но на той же механике.

Достойная вещь.


8/10 - must see


PS: эта. Если кто знает, как отключить ядерную бомбу - сообщите, аве плезир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий