вторник, 14 января 2014 г.

Аутопсия: Shadow Warrior




Наживаться на чувстве ностальгии — восьмой из смертных грехов. Истосковавшееся по безответственным годам старческое сердце схавает любой привет из прошлого, омоет его отвратными для случайного свидетеля слезами ностальгии. И не поймёшь, глядя на выходца из утраченного времени: то ли отреставрирован этот труп халтурно, то ли и впрямь нет ему места в мире планшетных компьютеров и трогни, чтобы начать. И своё, понимаете ли, и пахнет.
Что может быть гаже?

Раньше трава была зеленее, деревья выше, доллар стоил пять рублей, а игрушки из киндер сюрприза не стыдно было коллекционировать. В дни нашей безработной юности и тархун был слаще, и от дедушкиного самогона наутро похмелья не было. Игры тоже были теплей и ламповей, увлекательней, хардкорнее и милее. Не чета нынешним бездушным ААА. Обратите самое пристальное, дамы и господа: говорю без тени иронии. Истины прописные.
Да, когда-нибудь и сегодняшняя молодёжь состарится. Когда-нибудь Инфинит станет им казаться идеалом безвозвратно ушедших дней, на фоне… Ну, на фоне того, что к тому времени будет предлагать рынок.

Нам то, старикам, будет уже не место в этом хтоническом ужасе. Не доживём, от женщин, от перепоя. И слава богам. Глаза б наши не смотрели в это беспросветное будущее. Ну, где Инфинит становится идеалом — и всё в этом духе. Наша сомнительная юдоль — воздвигать сутулые зиккураты из кирпичиков, вроде ремейка Duck Tales или предмета вот этой сегодняшней беседы на лавочке у подъезда.



Когда-то в стародавние времена, балом правили совсем другие игры. Шутеры не испытывали стагнаций: все дороги перед молодым жанром были открыты. В те благодатные дни свою линию гнула компания 3D Realms, и это было чудесное время. Помнишь ли, старик? На одном и том же движке выпустили три отличных (или просто неплохих) игры. Трёх богатырей, вписавших свои имена в историю и канувших в лету. Все трое, что характерно, работали на дрожжах b-movie и грайндхаусов. Общие родители, общая церковно-приходская школа. Ну, примерно как ранние Call of Duty работали на фильмах о Второй Мировой, вроде «Дня Д» и «Рядового Райана», а поздние — на ура-патриотизме фильмов о бравых миротворцах.
Первым и главным из тройки, конечно, был Duke Nukem 3D. Стоило бы написать, что он стал предшественником направления, развитого в Half Life, но по настроению Дюк был, как ни странно, ближе к GTA. Речь не об открытом мире, само собой (давайте хоть здесь обойдёмся без этой чёрной чумы XXI века), а о манере подачи. Во-первых — сборник цитат и стёба, концентрация которого превышала все мыслимые пределы. Во-вторых, иллюзия интерактивности — с возможностью делать кучу совсем необязательных вещей и комментариями главного героя.
Дело Дюка продолжил Blood — фактически, клон, но клон удачный. Ладный, крепкий, всегда готовый к подвигам и обожавший цитировать ужастики (да, те образцы комедийного треша мы тогда считали ужастиками, эх, юность).
Наконец, третьим в списке стал Shadow Warrior — стёб уже над всяческими ниндзя-фильмами. Субъективно: худшая из тройки.

Как, скорее всего, известно читателю, продолжение Дюка в итоге проебало все возможные сроки и вышло на рынок, который работал по совсем другим принципам, и заглянул к аудитории, у которой были уже совсем другие герои. Blood 2 оказался страшной халтурой и был забыт. А ShadowWarrior был сам по себе настолько невостребован, что о нём запамятовали сразу. Было у отца три сына, старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак. На детях старших природа отдохнула. Третий с потомством задержался — оно и понятно: ну кто, помилуйте, будет с этаким спать?
Однако нашлась-таки беззаботная яйцеклетка. И вот, вероломно и без объявления войны, аки тать в ночи — как и положено b-movie — на свет явился каноничный ремейк Воина Теней.


Канону — не оригинала, а самой эпохи — он следует как маньяк. Он, в общем то, и сделан маньяками и для маньяков. На современном движке пыхтит абсолютно олдовый кузов: никакой пощады соплячью. Треш и угар в сюжете, треш и угар в геймплее. В первую очередь — в геймплее. Мы ведь говорим об олдскульном FPS.

Когда-то (и тут мы вновь обращаемся внутренним взором к золотой эпохе) отец и гуру FPS Джон Кармак заявил, что сюжет шутеру нужен примерно как сюжету для порнофильма. Легендарная фраза, по духу близкая не менее легендарному «В СССР секса нет». И точно так же неправильно понятая. Подозреваю, что Кармак имел в виду не отсутствие внятного сюжета, а то, что он не должен довлеть над геймплеем. Сначала — увлекательный экшен, потом, если хотите, хоть Хэмингуэя к этому каркасу прикручивайте на ржавые саморезы.
Этот завет в Shadow Warrior соблюдён: здесь вы в первую очередь найдёте мясо. Под мясом обнаружится мясо. Плотно нафаршированное мясом. Есть, словом, где развернуться гурману. Мясо заготавливается свинцом, шпигуется дробью и поджаривается огнемётом. А главное — нарезается самурайским мечом. И это вам, сынки, не консольное усиление с разрубанием роботов. Подобные забавы, презирающие великолепное японское оружие, оставьте старинному сериалу про черепашек-ниндзя. Тут вам и не размеренное фехтование Dark Souls. Тут всё по-пацански: за каждой отрубленной конечностью следует кровавый шлейф, а схватки напоминают не танец с саблями, а попадание вертолётного винта в толпу демонстрантов за права человеков. Где толпой служат противники, а карающим винтом — конечно, вы.


За разработку этого кровавого угара отвечали отцы Serious Sam`а и Hotline Miami. Знакомый фронт работы: вот локация закрывается, вот вываливается толпа противников. Убивай. Никаких укрытий — только чистое поле. Никакого уринотерапии с автоматическим восстановлением здоровья. Никаких двух стволов в одни руки — весь арсенал всегда с тобой, как у начинённой взрывчаткой улитки. Хотя мало—мало освоившись, об огнестреле забываешь начисто: путь меча значительно веселее. Давняя забава, объединяющая народы всех континентов почище пролетарской солидарности: сходу врубиться в толпу врагов, вращая дедовской шашкой и нечленораздельно выкрикивая ругательства — это про Shadow Warrior.

Немного тормозит вашу карающую длань только неприличная для сегодняшних детских шутеров сложность. Отдельные комбинации врагов способны отвесить зверского подсрачника зажиревшему на казуальных щах игруну. И это, конечно, радует сердце старика.

Что касается сюжета-то он здесь как раз таки чисто номинальный, хоть и с претензией на модную драматичность в финале. То есть, мотивация начисто игнорирует откровения последних лет, будто и не было всяческих Would you kindly. Иди туда, достань то. Всё это щедро пересыпано традиционными для олдовых отпрысков Дюка Нюкема шутками-прибаутками. Часть из них — достаточно тонки. Часть (процентов 70) — даже Ваганыча заставляют съёжиться, прикрывшись фейспалмом. Градус накала разнузданного идиотизма скачет вверх-вниз, то выдавая секретную комнату с текстурками из оригинальной игры (ах да — тут есть секретные комнаты), то вдруг рассказывая анекдот с бородой Льва Толстого. Это, конечно, рвота. Знаете, как в каждом коллективе попадаются чуваки, которые всё время травят древние анекдоты и цитируют паблики для тупых пёзд? Чуваки, которым на третий день общения хочется слямзить по ебальнику и шмальнуть по упавшему телу из ремингтона? Сделать подобное с Shadow Warrior мешают только вот те немногочисленные удачные остроты. Спасают, суки, от справедливого возмездия.


Но самая солидная проблема — не в этом. Перетащив назад в будущее всё, по чему скучал весь наш дом престарелых, в довесок SW гордо приволок и все недостатки. Вообразите: вот старик откусывает от молодильного яблока, мечтая, как начнёт засаживать первокурсницам. А вот вместе с конским стояком в его жизнь возвращается полное ебало прыщей, из-за которых первокурсницы в его сторону даже не смотрят. Вот примерно такой эффект.
Роль «прыщей» в Shadow Warrior играет скука. Во-первых, я повторяюсь, но времена изменились: информация сегодня воспринимается урывками размером в 140 символов. Посмотрите на лучшие образчики современных игр: они постоянно меняют условия. Лучше всего это делал Half Life 2 — за что, отчасти, и стал вехой. Игрока постоянно швыряли то в триллер с мёртвым городом, то в оруэлловскую антиутопию. То сажали на багги, то заставляли командовать отрядом насекомообразных пришельцев. Разнообразие.
Другие — хотя бы непрерывно меняют декорации. Дают порулить танком или пострелять со спутника. Игровые отрезки коротки. Бал правит сатана клиффхэнгер.

Во-вторых, разнообразие достигается новыми игровыми механиками. Умение сделать хорошую игру зачастую определяется умением создать достаточное количество этих механик и пониманием, когда их лучше ввести. Банально, в каком месте игрок начнёт скучать подстилать свежую солому. Шутер в этом плане, конечно, жанр консервативный, механик в принципе придумано немного — но и здесь есть свои методы. От новых типов врагов до свежего оружия.


С первым параграфом Shadow Warrior пролетел полностью и безвозвратно. Уровни по мере продвижения по игре становятся всё длиннее. Паузы между жаркими боями — тоже.

Я не отвык от олдскула полностью, осспади — я ключи искал в Doom`е, красный-жёлтый-синий взад-назад по лабиринтам. Но даже мне забеги по местной лаборатории показались невыносимо унылыми. Со вторым параграфом тоже пролёт, пусть и не настолько безоговорочный. Новые типы врагов есть, слава богам. Но методы их убийства, в большинстве, не меняются. Свежее оружие практически не используется — дробовик пустеет несоразмерно толпам врагов, огнемёт оказывается не столь уж действенным, головы и сердца мне использовать так и не довелось. Есть ещё аж три вида улучшений, каждый со своими ветками — может позавидовать даже Дьябла. Но при стандартном прохождении на них внимания не обращаешь.

Скука. Если вы посмотрите комментарии в сети, то скука будет главной проблемой, на которую жалуются игроки. Она наступает примерно на трети игры — и то нагоняет вас, то отстаёт. И так до самого финала.
Да, большинство из этих игроков в упор не замечают тех же самых проблем в пресловутом Инфините — но, будем старпёрами честными, Shadow Warrior это не оправдывает никак.


Shadow Warrior вышел приветом из прошлого. Этаким ремастеринговым Star Wars. Кто смотрел, тот помнит, как подрихтованная картинка контрастировала с дремотными боями на световых мечах. Так и здесь: всё знакомо, всё любимо. Но — для старшего геймерского поколения. Ультрабыстрым современным детям, скорее всего, будет непонятно. А вот отцам — самое то. Покряхтеть, вспомнить компьютерный клуб на углу. И рано или поздно всё равно поймать себя на мысли: и как мы в это играли тогда?

Такой, словом, реквием старой школе. Вполне приличный и совершенно необязательный.

5/10 - артефакт другой эпохи

Комментариев нет:

Отправить комментарий