суббота, 16 ноября 2013 г.

Аутопсия: Batman: Arkham origins


Разбор полётов Origins как-то неожиданно перерос в огромную портянку. Пришлось разделить на две части. Первая половина - под катом. Вторая последует.



Существует золотое правило: не устанавливай обновлений. Правило плавно вытекает из закона «хорошего софта».

Он, в свою очередь, выглядит так. Некий разработчик выпускает программный продукт. Продукт прекрасно работает, со временем допиливается до практически идеального состояния одним-двумя осторожными патчами. Продукт расходится, получает положительные отклики и устаканивается. Идёт время. И вдруг выясняется, что разработчику нужно на что-то кормить себя, вонючую псину, домохозяйку-жену и четверых слюнявых спиногрызов. Или платить за ипотеку. Или покупать новый спойлер для феррари. Зависит, в общем, от качества продукта, не про то речь ведём.



Контора, в которой трудится программист, не хочет платить деньги только по факту существования программиста-разработчика. В этом беда и мор всех контор, они всё время требуют от сотрудников какой-то деятельности. Что делать? Опус магнум давно лежит на полках магазинов, создать что-то подобное ещё раз - кишка тонка. Разработчик начинает выпускать обновления, которые чинят то, что и так прекрасно работает. В результате где-нибудь к версии 3.0-5.0 продукт превращается в неудобоваримую кашу, в которой накручена масса сверкающих и бесполезных финтифлюшек, и практически не работает то, ради чего он создавался. И - что принесло ему успех.

Поэтому первое правило клуба: не устанавливай обновлений.



 
К чему здесь этот продолжительный глас вопиющего? К тому, что игр это касается в полной мере. Почему я раз от раза пропускаю ежегодные сиквелы? Почему я иду мимо очередного CoВ, Assassin`s creed, NFS? Потому что эти игры полностью попадают под закон «хорошего софта». Возможно, первый продукт был неплох. Возможно, ко второй итерации его основательно допилили до статуса «хороший». Но всё остальное будет делать его только хуже.

Серия Batman: Arkham стала крениться в сторону этой ямы уже ко второму выпуску. В третьем - успешно ухнула, забыв расправить крылья.

Бэктрекинг


Asylum был игрой хорошей, но ещё не идеальной. Созданный с любовью к первоисточнику и уважением к фэндому, он статным красавцем возвышался над другими поделками по комиксам. Которым почти всегда не хватало размаха, и которые чаще производились с известной долей рукожопости. Тут, правда, сделаю небольшую ремарку: играм по Бэтмэниане на игроизации везло чаще, чем какому-нибудь Человеку-пауку. Большинство консолей разных поколений могли похвастаться хотя бы одним неплохим проектом на тему острых ушей и квадратной челюсти.

Более того, как-то так совпадало, что неплохие бэт-игры выходили на волне очередной экранизации. Это и Бэтс на NES, и Returns на Mega Drive, и Forever на SNES.

Asylum тоже попал в «волну», но при этом ещё и успешно сидел одной жопой на трёх стульях: фильме Нолана, мультсериале и комиксах. Мало того, придумал, как превратить особенности персонажей в геймплейные фишки. Сделал атмосферный стелс и зрелищные драки. Устроил разнообразные босс-файты. Выкатил терпимый сюжет. И вообще - отточил почти все элементы до блеска.

City делали по древней фармацефтической формуле таблетки от жадности. Побольше, побольше. В результате, игра получилась другой. Серпентарий костюмированных психов разросся и потребовал для себя целый город. Времени на разработку ушло, по меркам песочниц, совсем немного - поэтому местами игра провисала. Что не помешало ей затмить первую часть в глазах большинства игроков.

Времени на третью часть ушло, кажется, ещё меньше. Плюс к тому, разработчик на переправе поменялся. Да ещё и признался, что боялся вносить какие-то коррективы. В итоге, за что боролись - на то и напоролись.


Batman continues


Незамутнённый взгляд, попадая на Batman: Arkham origins начинает спотыкаться. Взгляд критичный - падает на каждом шагу. Суть даже не в сплошной вторичности, за которую игру не пнул разве что ленивый.

Нет, вторичность - она есть и она сплошная. Хотя винить в этом саму игру сложно. Главным виновником суд присяжных признаёт предыдущую часть. Arkham city нарушил главное правило современной индустрии. Правило, которое не так давно в одной фразе сформулировала Ubisoft: «Мы не делаем проектов, которые нельзя превратить в серию». City выжал тему без остатка. Вообще, кажется, не подумав о том, как доить серию дальше. Ругая City за вторичность, критикам нужно бы помнить вот о чём: в рамках этого сеттинга создать что-то новое теперь практически невозможно. Тут либо вот так, как получилось – либо полная перезагрузка, а то и перенос в новые декорации (Gotham by Gaslight, Beyond – вот это вот всё). Montreal перезагрузку не потянула – собственно, и не собиралась. В итоге мы имеем полную копию City, вплоть до буквального копирования тех же улиц. Находясь в исхоженных декорациях, всё время ловишь себя на мысли, что играешь в какой-то мод к City. Получился не сиквел - получился фанфик.


Но почему суть претензий не в этом? Возьмите другие игровые серии. Вот серия Souls, которая сменив вывеску осталась той же самой. И во второй части под новой вывеской тоже, судя по всем, не поменяется. Разве что хуже станет, снизив сложность - а оно так и будет, помяните моё слово.

Или вот GTA: серия завершает уже сто первый круг по тем же местам боевой славы, рихтуя графику и скупо выдавая действительно новые элементы. Их она заменяет правилом про хорошо забытое старое: возьмём вот этот элемент, забудем про него игры на три-четыре, а потом введём снова. И ничего - прокатывает каждый раз.


Проблема же Origins в том, что не вводя нового, сломать умудрились то, что прекрасно работало. Здесь есть проблемы везде: дизайн, геймплей, работа программистов и тестеров, сюжет. Практически каждый элемент, полюбившийся игроку, не то чтобы сломали - изрядно погнули. Он всё ещё работает, но «как-то не так».

Комментариев нет:

Отправить комментарий