суббота, 16 ноября 2013 г.

Аутопсия: Batman: Arkham origins


Вторая часть протокола вскрытия

I will break you

Прежде всего в глаза с яростью тигра бросаются баги. И, конечно, главный - печально известный баг с башней, который не позволяет завершить побочное задание. Здесь хотелось бы заострить внимание сразу на нескольких вещах.

Первая - этот баг проходится с помощью другого бага.
Вторая -этот баг появился в одном из немногих новшеств, введённых в игру монреальцами.
Третья - как можно провести бета-тестирование, не заметив такой ошибки? То есть, существуют баги, которые вот так просто не обнаружить (глитч позволяющий башню пройти - яркий тому пример). Но не заметить баг, который мешает завершить одно из заданий? Кажется, таким мелочам, как бета-тест, вообще внимания не уделяли.
Четвёртая - лишь спустя примерно две недели после выхода, когда игру прошли уже все, кому она была интересна, разработчик пообещал выпустить патч.


Фактически, на этом можно бы и закончить вскрытие - потому что про отношение конторы к работе и к игроку уже всё понятно. Хорошо, что они занимаются играми, а не общепитом. Вообразите: «Мы в курсе, что все пересрались от нашей кухни. Когда-нибудь мы проверим качество продуктов». Почему подобный подход до сих пор возможен в геймдеве – мне непонятно.

Сильно пострадал и геймплей - все его элементы.

Closed world

Открытый мир всё ещё не работает. Он по-прежнему пуст. Его по-прежнему забивают необязательной ерундой.

Во второй части доставали бесконечные задачи Нигмы - здесь их не меньше. Что хуже: они ровно те же самые. В City стоило хоть немного, но поработать головой, чтобы понять принцип решения очередной задачки. Потом, правда,  приходилось, подвывая от скуки, повторить тот же принцип ещё десяток раз.

В Origins принципы решения остались ровно те же самые. Фактически, к тому десятку повторов одной и той же задачи в City, Origins добавляет ещё штук 15 таких повторов. Наслаждайтесь суходрочкой.


Для самых крепких добавили трудности навигации. Вот у вас указание, что где-то тут - очередная задачка. Перед вами - несколько этажей. Стрелочка лениво указывает куда-то вниз. На каком этаже задача - поди определи. Ты час кружишь, носишься вверх-вниз, а потом выясняется, что в соседнем квартале есть вход в канализацию - и вот там лежит искомый приз. Собственно, поэтому я остановился на 98% загадок - дальше кончились нервные клетки.

На улицы добавили «Crime in progress»: на полицейской волне появляется сообщение о творящемся беспределе. Его надо остановить. Все преступления решаются мордобоем. Разновидностей их всего несколько: две банды бьются; банда зажала двух полицейских у машины; банда кого-то бьёт. Повторяется до бесконечности, надоедает моментально. Вскоре ты просто перестаёшь реагировать на вызовы - тем более, что последствий у такого равнодушия не будет (и на том, на самом деле, спасибо).

Струёй свежего воздуха во всей этой рутине ощущаются расследования. Поначалу - пока ты осваиваешь общие принципы: как искать улики, как проматывать реконструкцию взад-вперёд. Но стоит освоиться - и струя свежего воздуха вновь сливается с потоком рутины. Потому что фактически, ты не играешь, а смотришь ролик, который нужно продвигать вперёд нажимая кнопки на геймпаде.


В неведомые бездны ухнул и бэктрекинг. Раньше в пройденные места вы возвращались, получив на руки новый девайс. С его помощью можно было добраться до недоступных ранее мест. В Origins весь бэктрекинг уложился в повторное прохожение сюжетных помещений - таких, как полицейский участок или корабль Пингвина. Причём, возвращаться вы туда будете уже после того, как зачистите помещения по сюжету. Бэктрекинг - просто постоянный бег через десятки пустых комнат. Нет, я не скажу, что мне не хватало респавна врагов - ну их к чёрту (респавна хватает на открытых пространствах, но к этому я ещё вернусь). Но в награду за унылую беготню хотелось бы, всё-таки, получить что-то большее, чем очередной вопросительный знак Нигмы. Тут ещё одна «погнутая» деталь только играет на руку: возвращаться вы будете нечасто - бОльшая часть девайсов выдаётся сразу. Поэтому бегать по той же локации в пятый раз, применяя очередную новинку, не придётся.

Наконец, ещё одним занятием для оупен ворлда стала внесюжетная поимка известных преступников. Суть тоже не блещет изысками: мечемся по городу, взрываем бочки/ящики/whatever. Взорвав/собрав/посетив все - сталкиваемся с боссом. И здесь вас ждёт новое разочарование.



Боссфайты в Origins тоже сломаны. Помните прекрасные сражения из предыдущих частей? Здесь ничего подобного нет. Боссы здесь сильнее всего напоминают перекрашенных врагов из восьми и шестнадцатибитных времён. Была, знаете ли, такая манера: взять обычного врага, перекрасить его, например, из зелёного цвета в синий и чутка усилить урон - вот тебе и «босс». ААА-игра 2013 года исповедует ровно тот же принцип. Причём, распространяется он не только на побочных, но и процентов на 90 основных боссов.

В Origins и умелого снайпера, и мастера Лиги теней, и главаря местной гопоты, и повёрнутого на борьбе с системой анархиста выносить вы будете одинаково: в лоб, кулаками и ногами. Никаких попыток сыграть на особенностях злодея из комиксов. Просто: ХАЛК БИТЬ. Вот этот босс - перекрашенный ассассин с мечом. Вот этот, по сути - толпа врагов. Вот этот - обычный боец. Вот этот - вариант врага, закованного в броню. Немного выделяется Безумный Шляпник. Ну, потому что его не надо бить, он - перекрашенное Пугало из прошлых частей.


И вечный бой


Занятно, что недостатки Origins плавно перетекают один в другой. Следющим пунктом программы стала боевая часть. И открытый бой, и стелс-составляющая.

Стелс, начавший проседать ещё в City, тут стал совсем издевательским и рудиментарным. Выглядит это так: мы проходим тараном большую часть очередного эпизода, затем попадаем в некую комнату, предназначенную для стелс-прохождения. Одну-две на этап. Хуже всего то, что в Origins это, в большинстве, ещё и одна и та же комната, различающаяся исключительно текстурками. Вот первый этаж, на котором есть вентиляционные шахты. Вот второй этаж, над которым развешано шесть горгулий. В паре-тройке случаев несколько варьируется форма комнат. Вот тебе и весь отыгрыш человека-тени.
В первой игре была прекрасная возможность лихо прятаться, выдёргивать врагов по одному. Музыка становилась напряжённее, спокойный противник начинал паниковать и впадать в истерику. Ты – ночь, ты сеешь ужас. 
В Origins ты всё ещё сеешь ужас, враг паникует, но проще зачистить комнату тараном, чем в пятый или десятый раз играть в невидимку на одних и тех же декорациях. Знакомых, кстати, ещё с того самого Asylum`а.




Просран и открытый бой - при том, что в нём на первый взгляд вообще ничего не меняли. Сильнее всего удивляет сложность: она не нарастает, а убывает. Там, где Asylum и City по ходу повествования усложняли правила игры, постепенно вводя новые виды врагов и девайсы, Origins бросает весь свой арсенал практически сразу. Пройдя процентов пятнадцать игры вы уже будете оказываться в толпах из более чем десятка соперников, из которых двое – закованы в броню, один – закрыт щитом, и ещё по двое вооружены ножами и огнестрелом.

А после первой трети игры вам выдадут электроперчатки, которые месят всех одинаково – и объединяют все типы противников в один. Тот, который в Asylum и City был в самом начале.

В общую кучу проблем добавился чудовищный респаун. Напомню, каким он был в первых двух частях. Начиналась некая сюжетная арка, враги распределялись по уровням. Все уровни можно было зачистить, респаун происходил только после очередного сюжетного события.

Это давало игре две вещи: с одной стороны, можно было провести зачистку и спокойно решать головоломки, исследовать местность и заниматься своими делами. С другой стороны, это ограничивало прокачку: хочешь прокачаться – бегай, зачищай. Пропустил комнату – потерял опыт. Скиллы для заучивания давались с определённым трудом, и тем ценней они были.


В City всего этого нет. Она, опять же, возвращает нас к восьмибитным временам: покинул игровой экран, вернулся, получил снова полный набор врагов. Дерево прокачки теряет смысл: ты просто бездумно учишь всё подряд – опыта хватит на всё. Даже не так: оно всё и не нужно. Большинством из скиллов вы никогда не воспользуетесь: они будут просто выучиваться в процессе избиения сотой толпы врагов и тихо-мирно дремать в недрах меню до конца игры.


Топтание на месте


Наконец, сюжет. С одной стороны - это лучшая сторона Origins. Все населяющие её фрики - ребята крайне харАктерные, не отнять. Следуют букве первоисточника и вообще, держат на своих плечах всю атмосферу.

С другой стороны, нет главного. Того, что привлекает в оригинальных комиксах: развития характеров. Но это, собственно, негативная черта всей серии, увы.

В конце 80-х индустрию комиксов ставили с ног на голову такие люди, как Миллер или Мур. Поворотной точкой стали Year one и Killing joke. Направление поддержал и мультсериал: у персонажей «тёмной стороны» появились разные черты. В них временами стала проглядывать некая человечность, у поступков появилась известная доля мотивации - в пику традиционным «наворовать денег» и «захватить власть».


В серии Arkham персонажи статичны. Бэкграунд подразумевается только в том случае, если вы знакомы с первоисточником. Фактически же, какими персонажи приходят в очередной поворот сюжета - такими и уходят. Ваше личное отношение к ним не меняется. В добавок ко всему, вселенная Arkham хоть и полна отсылок сразу и к фильмам, и к мультсериалам, и к комиксам, пишет собственный мир. Поэтому когда в сюжет вводят какую-то Шиву, а Бэтс вдруг разговаривает с ней, как со старой знакомой - остаёшься в недоумении. То ли тебе воспринимать это как часть нолановской трилогии, где Уэйн тренировался в Лиге теней. То ли - как часть комиксов, где всё было несколько иначе. Не сказать, чтобы это было критично - уж на фоне всего остального - но дискомфорт есть.



При всём вышесказанном, как ни странно. Origins - неплохая игра. Совсем сломать плоды трудов предыдущего разработчика монреалевцам не удалось. Общая сутулость Origins бросается в глаза тогда, когда она стоит у стенки одиноко. А вот в ряду современных игр всё ещё выглядит вполне статной. Перечисленные недостатки - скорее признаки разложения. Пока - только признаки.



5/10 - Жить будет

Комментариев нет:

Отправить комментарий