четверг, 3 апреля 2014 г.

Аутопсия: Burial at sea ep. 2

 

Дополнительный контент, последний вздох, доносящийся из опадающей груди покойной Irrational, не только не затыкает многочисленных дыр финальной игры, но и превращают лучшее произведение серии в бессмысленное нагромождение ретконов. Добро пожаловать в Рапчур. Здесь рады поклонникам — потому что они рады всему. Здесь не рады простым любителям: нет бы им успокоиться, получив все ответы — они настырно задают всё новые вопросы, в десятикратных количествах.


В Burial at Sea 2 главное преимущество сохранили и умножили: это по-прежнему большое дополнение, даже разросшееся чуть ли не в два раза. Практически четыре часа новых локаций, диалогов и сцен. Ход особенно хорош на фоне отдельных разработчиков, умудряющихся продавать часовое демо по цене полновесной игры. Известно, что фанатам можно скармливать со столовой ложки любое говно и слышать в ответ лишь довольное причмокивание. Но вот пользоваться этим фактом некрасиво. Irrational в этом плане хотя бы внешне выдаёт продукт, соответствующий ценнику. Многое сделано ниже среднего уровня — но тут, во-первых, виноваты механики старой игры, не заточенные под новые нужды. Во-вторых: скажите спасибо, что хоть так: могли вообще отделаться паком оружия. «Радуйтесь, что хоть так» — не озвученный подзаголовок BatS. Этакий подстрочник. Вы же любите читать между строк?

Разработка полновесного дополнения всё так же полна экспериментов: если в первом эпизоде в лучшую сторону подкрутили механику боя, то здесь всё вообще переделали под стелс. Вот новая способность — видеть сквозь стены, а-ля Last of Us. Вот механика поверхностей — битое стекло громко хрустит, вода издаёт «плюх», будто по ней не хрупкая девушка бежит, а кит падает. Или ковры, которые наоборот, смягчают звук шагов. Есть даже новое оружие — специальный бесшумный арбалет. На худой конец, можно оглушить противника ударом крюка по голове. Прометей принёс людям стелс.
«Делай всё тихо, ты — не я» — предупреждает голос покойного Буккера в голове Лиз.

Да, о поверхностях забываешь почти моментально — какие-то логические заморочки тут не предусмотрены: это не схватка с людоедом из той же TLoU, все «подлые» зоны успешно обходятся за километр. И вообще, смешно обращать внимание на поверхности, по которым Лиз шагает на каблуках. Цок-цок-цок, постукивает шпильками героиня, подкрадываясь к противнику. Нет, не услышит — и не увидит, даже если выйти прямо перед ним. Времени на то, чтобы подойти и оглушить ударом по голове, хватает с лихвой. Недруг кулем валится на пол без чувств — и немедленно начинает храпеть. Храпеть неслышимо для товарищей. Видимо, в унисон с цокотом каблуков Элизабет.

Но выход в лоб — это в крайнем случае: чаще подходишь просто сбоку — тут все как один страдают синдромом туннельного зрения, а всё, что выходит за 45-градусный угол обзора, в поле видимости не попадает. Чтобы завалить стелс нужно обладать особым талантом и играть на максимальном уровне сложности. Да и завалить тоже не страшно: пускай шкура на нас уже не букерская, но мы — это по-прежнему мы, и рефлексы никуда не денешь. Все умрут.
Но — радуйтесь, что хоть так. Тем более что эксперименты со стелсом — не худшая, а лучшая часть DLC.

Хуже всего здесь — попытки придать сюжетному ответвлению каноничность. Оставайся BatS чистым спин-оффом, не лезь он в дебри оригинала — и многое можно было бы простить. Но Левин дотянулся не только до оригинального B:I, но и до самого первого Bioshock`а.

Реткон красным маркером бежит сквозь две истории, щедро вычёркивая по две точки в каждом многоточии и проводя толстые линии между несвязанными кусками. История обрастает неуклюжими и нелогичными ретконами, характеры стремительно теряют в объёмах. Повествование трещит по швам. События начинаются с пробежки за девочкой с красным шариком — вот-вот на экране выскочит сообщение «press X to call Jason». Не выскочит, но знак равенства — Левин=Кейдж — уже стоит.

Впрочем, после эпичнейшего финала BatS даже повествование в Heavy Rain начинает казаться логичным. В какой-то момент ты ловишь себя на том, что вытаскиваешь дротики, которые недавно метал в портрет Кейджа, и приговариваешь: «Спасибо, что ты хоть не попытался связать истории Fahrengate, Heavy Rain и Two souls воедино». А потом цепляешь на место его портрета фотографию Левина.

История второго эпизода по-прежнему объясняет всё словами, вырванными из текстов учебника по физике — они здесь полновесный аналог посыла на хуй. Есть геймплейное обоснование потери всех богоподобных способностей Элизабет — богом играть неинтересно, богу не нужен стелс. Есть ли обоснование сюжетное? Квантовая суперпозиция! Что это, почему она, почему раньше не было, а тут возникла? КВАНТОВАЯ СУПЕРПОЗИЦИЯ!

История второго эпизода срезает углы, ничуть того не стесняясь. В первом эпизоде Big Daddy убивает Букера, защищая сестричку. Во втором — мы ищем способ заставить Daddy защищать сестричек. Откуда это противоречие? Квантовая суперпозиция!

История не щадит старых персонажей и оригинальных ходов. Была Дейзи и её восстание против угнетателей, обернувшееся жуткой резнёй? Теперь её нет: персонаж принесён в жертву реткону и стал плоским. Дейзи попросили умереть, опорочить дело всей жизни — Дейзи беспрекословно подчинилась. Не было никакого контраста, никакого «Всё равно всё будет хуже». Теперь есть только необходимость сделать из Лизы бойца. Почему на месте Дейзи изначально не поставить рядового бугая? Квантовая суперпозиция! Зачем менять неплохой сценарный ход на ход графоманский? Квантовая суперпозиция!

Был великолепный поворот с would you kindly? Принесён в жертву реткону. Квантовая суперпозиция? Квантовая суперпозиция.

BatS, вопреки мнению большинства рецензентов, — это не превосходное наведение мостов между разными историями. Это их, мостов, показательное сжигание. На прощание Левин спалил всё, до чего мог дотянуться. Видимо, чтобы не досталось тем, кто придёт после. История сгорела — вернее, утонула. Её утопили — как утопили Букера, как утопили Соловья.
Burial at sea в названии — это не только то, о чём рассказывает история. Чудовищный смысл названия в том, что это морские похороны всей серии. Концы, как говорится, в воду.


5.5/10 — толщина книги впечатляет, но иногда сжигать лучше не мосты, а вторые тома «Мёртвых душ»

Комментариев нет:

Отправить комментарий