вторник, 28 апреля 2015 г.

Flash: Мстители: Эра Альтрона (Avengers: Age of Ultron)


Развлекательная индустрия обречена — по крайней мере, до нового витка технической эволюции кино. Аттракцион обладает неприятным свойством наркотика: он вызывает привыкание. Подчеркну, не «зависимость» — когда без новой дозы уже не можешь. «Привыкание» — это когда организм буквально привыкает и со временем для получения кайфа хотя бы прежней силы требуется ещё большая доза.

Знаете, почему наркоманы со стажем заканчивают «уходом на золото» (жарг. передозировка)? Нет, это опытные ребята. Не то, чтобы они вдруг резко забывали свою дозу. Просто в определённый момент доза становится такой, что организм с ней справиться уже не может. Результат — обоссанные штаны и лужа рвоты, в которой мирно покоится откайфовавший.

Спокойной ночи, милый принц.


Примерно та же проблема и с развлечениями. В том числе, с развлекательным кинематографом. Разница в том, что передозировки не наступит: возможности для повышения дозы упираются в доступные «размеры шприца» — то есть, технические возможности. Однажды верхний порог киноаттракциона упрётся в существующий потолок технологий — и даже максимальный объём вещества не принесёт кайфа. Потому что… Да, потому что привыкание.

Я не пытаюсь тут выступать Вангой, разве что врачом-диагностом. И не пророчу скорую смерть — площадка для разгона до бетонной стены ещё достаточно длинная. Есть ещё, куда расти: вместо 3000 сцен с визуальными эффектами можно сделать 4000. Главное, кадры нарезать помельче, хе-хе. Не у всех ещё привыкание достигло нужной отметки — об этом свидетельствуют многочисленные 10/10 поставленных критиками Мстителям-2. Которые, в сущности, всё ещё приличный аттракцион. С одной бедой: нужная для полноценного прихода доза давно стала выше, а тут отчаянно недобирают.

Проблема нового супергеройского аттракциона: есть сольные фильмы о большинстве центровых персонажей. А есть вот такая «солянка». По инерции ожидаешь соответствующего масштабирования крутизны действа. Проще говоря: про одного героя — масштабно. Значит, про десяток должно быть минимум в три раза круче! Закатай губу.

Вся феерия начинается и заканчивается на показанной в трейлерах сцене из самого начала фильма: Халк против Халкбастера. Вот тут должный масштаб: город на глазах превращается в руины, дерущиеся персонажи протаскивают друг друга сквозь здания, в качестве оружия в ход пускаются освобождённые от пассажиров кабины лифта. Кругом творится кромешный ад и погром, спинной мозг оргазмирует. Головной мозг тревожно размышляет: если в начале — вот так, то чего же будет в финале?! Ничего не будет.

В дальнейшем всё строится по одной схеме: механический болван бежит, по пути его встречает кулак/щит/стрела/пуля/молот/энергетический снаряд, болван разлетается на искры и осколки. Повторять без изменений два часа до финальных титров.

Разрастающемуся клубку героев остаётся всё меньше пространства для самовыражения. Разрекламированный и вынесенный в заглавие сверхзлодей оборачивается копией Бейна из фильма под эгидой конкурирующего издательства. Те же грандиозные замыслы, тот же вкрадчивый голос. Разве что Бейн, перед тем как с бесславным пшиком уйти со сцены (незабудемнепростимтебянолангад), успел-таки поломать главгероя. Его марвеловская кинокопия (подчеркну — КИНОКОПИЯ — я сейчас касаюсь именно киноадаптации, а не оригинального происхождения), Альтрон, совершает бесславный прыжок из небытия в небытие так никого из «ветеранов» не зацепив.

Все его схватки со звёздами первой величины кончаются через минуту и ничем. А единственная, гхм, плодотворная атака — не в сражении лоб-на-лоб даже, а так, по касательной задела.

Представьте себе чувака, который стоит и разбивает о стену бутылки. Подставьте вместо бутылок роботов, а вместо чувака — супергероя из комиксов. Вот из двух с половиной часов фильма, два — сцена битья бутылок, за которой предлагается наблюдать. Не так уж весело, учитывая что год назад в «Стражах галактики» в бутылки добавляли горючую смесь, а процесс бросания дополняли отличными (а не вымученными) шутками.

Дозняк не тот, братиш.

6 комментариев:

  1. Кино-аттракционы разошлись по стилистикам (нуар, супергеройские, файтинги). Единственный путь развития, который видится мне - это не масштаб, а наоборот, локальность. То есть, будет повышаться качество отдельных сцен, упор будет на реализм (даже в рамках супергероики). Короч все больше не на массы, а на эстетов. Иначе этот мыльный пузырь так бомбанет, что мы нормального кино не увидим еще много-много лет. Эталон для меня - гипотетический Город Грехов, которому дали в два раза больший бюджет.
    И вообще, будь у всего подобного кина нормальный сценарий, можно было бы простить ему меньшее количество спецэффектов. Хотя хрен знает, как бы отреагировала целевая аудитория.

    ОтветитьУдалить
  2. В направлении реализма могут заработать Марвеловские сериалы: Сорвиголова снят как раз в таком ключе, с упором на отдельные сцены, и он – ну, просто сияет на фоне других супергеройских ТВ-экранизаций (типа Готэма, Стрелы или Флэша).
    Но в большом кино, мне кажется, всю траву на этом поле сжёг Бэтмен: Начало. И ещё целая серия фильмов о типасупергероях-неудачниках (Defendor с Харрельсоном, Kick-Ass, Super, Green Hornet). Там, кажется, тоже уже сложно чем-то таким реалистичным удивить.

    ОтветитьУдалить
  3. И ни слова про фашизм. Эх, ты...

    ОтветитьУдалить
  4. Та я не про тот реализм. Я имею ввиду реализм в деталях. То есть: если машина по физике должна полететь в эту стену и всех по пути передавить - она это сделает и никак иначе. Иначе выражаясь, будущее кино-атракционов я вижу без глупых условностей. Ну или (как мне кажется) они (киноатракционы) сдуются нахер.

    ОтветитьУдалить
  5. Константин1 мая 2015 г. в 19:26

    4 абзаца из 10 рассасываешь метафору с наркотой ты чё?

    ОтветитьУдалить
  6. Фашизм – это Зори тихие переснимать. А я их не смотрел ещё!

    ОтветитьУдалить