пятница, 29 ноября 2013 г.

Аутопсия: Burial at sea


«Burial at sea» упорно ускользает от однозначных формулировок. Коротенький марш-бросок 
по живописному океанариуму местной пока-ещё-утопии требует отчего-то непомерно долгих объяснений. С одной стороны – здесь есть за что хвалить. С другой – ещё больше того, за что стоит хаять.

Одну положительную деталь масса рецензентов категорически не принимает во внимание. При том, что деталь эта, при всей своей незначительности, становится причиной подходить к «BaS» с щадящей позиции. Дело в том, что «Похороны» – это (сюрприз) DLC.

Скачиваемый контент во всех широтах земного шара принято ругать с самого дня его появления на рынке – пользователь сильно не любит, когда ему сначала продают игру
с вырезанными кусками за полную стоимость, а затем ещё и куски эти впаривают по цене оригинала. Хорошо, что человечество ещё не догадалось перенести эту модель на объекты, например, живописи. Ну а что: раз игры – тоже искусство, значит и в искусстве можно применять приёмы из игровой индустрии. Берём картину Дали, берём ножницы. Отрезаем несколько кусков по желанию. Калечное полотно продаём по оригинальной цене, куски –
по цене на треть меньше. PROFIT.

И ведь купят. Поматерятся, но купят. Покупает же кто-то броню для лошадей и части скучного сюжета. И ведь не Дали даже, а кусочки текстур. Смекаете?

На общем фоне Irrational games выглядят одними из немногих честных людей: «Burial at sea» даром, что короче воробьиного хрена – совсем не похожа на оригинал. Полностью перерисованный город, люди, враги, колдунство, оружие – это действительно подарок поклонникам первого «Биошока». Шуба горностаевая с барского плеча – это вам не драные варежки из кошачьей шерсти. Подход серьёзный, уважайте.­

Уважаем.

Задабривает барин и боевой системой: в Irrational почему-то твёрдо убеждены, что сражения в их играх – в их играх самые здоровские и качающие. Мы, конечно, и здоровее видали.
О таковой системе в «Infinite» и говорить толком не получается – рвотный спазм, пардон, сжимает глотку. В «Burial at Sea» эту систему попытались доработать – и получилось,
вы не поверите, более удобоваримо. Нет, правда: этой системе помогло бы вообще любое улучшение, а тут их сразу набор. И вигоры стали активнее взаимодействовать с окружающей средой и тушками врагов. И оружие, внезапно, разрешили таскать сразу всё,
что есть в наличии.


Да, половину вигоров по-прежнему не доведётся испытать – потому что незачем.
Да, прокачивать их тоже смысла нет: во-первых, игра всё равно быстро кончится, во-вторых, особой пользы от этой прокачки нет. Ну, есть игровые деньги – почему не вкачать? Нехай будет.

Да, оружие по-прежнему вызывает уныние – и никакущей убойной силой, и смешными звуками, и неудобством. DLC спокойно пробегается с пистолетом. Он, само собой, слабенький, но из вариантов у нас дробовик с никакой кучностью, автомат с никакой точностью
и «микроволновка», которой ещё поди удержи убегающего врага. Пистолет на их фоне – самый удобный вариант. Увы, его всё ещё приходится периодически убирать в карман: с патронами, как и раньше, дикий напряг. Мы всё понимаем. Нужно же как-то оправдывать существование Элизабет, так пусть патроны подтаскивает.

Собственно, вот это её существование оправдывается только способностью приносить патроны. Не абы что: глумливый ум изверга напоминает нам, что точно такую же роль выполняла, например, собака в «Fallout» от Bethesda. В «Burial at Sea» именно к роли такой собаки свели роль Элизабет. Press X to bark.


Собаки, кстати, совершенно не харизматичной. В игре всё сделано хитро: когда смотришь
на дружественного персонажа, на ту же Элизабет, например, Буккер убирает ствол. Но один раз, видимо, случился глюк: в разговоре с напарницей оружие осталось на месте. Пуля была отправлена ей в голову без малейших колебаний. Конечно, спокойно пролетела сквозь
и попала в стену – но это не важно. Важно то, что если игрок не задумываясь пытается пристрелить компаньона при первой возможности – это плохо сделанный компаньон.

Что характерно, Шариков в юбке у Левина получился как у Преображенского: хотел как лучше. Только реакция получается не та. Хотели сделать из юной Рапунцель в высокой башне океаническую femme fatale, фансервиса хотели – а получилась манерная блядь в колготках. Причём, всяко подчёркивают что Лиз – та самая, из оригинальной игры. Откуда изменения – тайна. После первого взгляда на новую Лизу, у меня возник только вот такой вопрос:



Ну ладно, это всё, конечно шутка – сделали вот такую Элизабет, чтобы ладошки фанатов
не скучали. Ок. Прикольно. Что на самом деле плохо – она не играет никакой роли в качестве элемента, движущего повествование. И это, заметьте, при том, что весь нехитрый сюжет только на ней и завязан.

Между начальным пунктом А и конечным пунктом Б в «Burial at sea» практически отсутствуют точки интереса. Мы почти ничего не узнаём об этой новой Лизе: она просто приходит,
мы ведём её, мы её приводим. Развязка. Причём совершенно безумная, маньяческая развязка,
к которой нет никаких логических предпосылок.

С другой стороны, глупо искать здесь логические предпосылки вообще хоть в чём-то. Разработчик полностью оправдал своё название: оригинальный «Infinite» очки логики терял стремительно и на протяжении всей игры. Чем больше в игре появлялось мистической ереси, тем слабее становилась мотивация. В финале она достигла абсолютного нуля – и от этой точки свой сюжет повёл уже «BatS». Ниже абсолютного нуля не опустишься, но зато можно держать эту планку – что «Похороны» и делают с успехом. Тут возможно всё, потому что возможно всё. Тут нельзя ничего, потому что «а мы так решили».


Для того чтобы объяснить любые нестыковки, хватает сверхспособностей Элизабет
и размазанного определения «константы и переменные». Для того чтобы объяснить, почему
из ниоткуда можно вытащить самурая с мечом, а нападающих врагов нельзя просто отправить на дно Марианской впадины, логических объяснений нет.

Нет, понятно, что всегда и везде есть игровые условности.Игровой процесс не должен превращаться в учебник по матану. Но условности работают тем лучше, чем на меньшую интеллектуальность игра претендует. «Bioshock» претендует на многое.
Спрос соответствующий.

Да и сам сюжет, мягко говоря, высосан из пальца. Если хотите – можете сказать твёрже:
к истине будет ближе. Упомянутое отсутствие сюжета тут во всём. Нам дают исследовать город, в котором «А завтра была война». Осмотреть аквариум, по которому уже пошли трещины. И не могут дать прочувствовать момент: все говорят об ощущении беды, но условной «тяжёлой поступи рока» не слышно, это статичная экспозиция. Ей богу: есть фотокадры
в хрониках, на которых в статике ощущение беды гораздо сильнее,
чем в как-бы-интерактивном «Burial»/ Визитная карточка серии – красота фона –
осталась на месте. Стильнометр зашкаливает и хрипит от восторга. Фирменная слабость серии – мертвенность этих фонов – тоже, увы, никуда не делась. Это всегда музей с чертовски красивыми экспонатами и табличкой «Руками не трогать». Попробуй, как правильный Буратино, пощупать этот прекрасный очаг – и проткнёшь насквозь.


В первых играх фон и должен был быть мёртвым, диссонанса не ощущалось.
Зато он проявляется в мирных пейзажах – и камерность дополнения только усугубляет
это неприятное чувство, возникавшее ещё в небесном городе мечты.

Один из поклонников серии сравнил «Burial at Sea» с интерактивным артбуком, где «можно походить по рисункам, играет сопровождающая музыка, есть сюжет, персонажи и геймплей».

Если эту цитату привести в такой вид: «можно походить по рисункам, играет сопровождающая музыка, есть сюжет, персонажи и геймплей», то можно и подписаться.



4/10 - Коматоз

Комментариев нет:

Отправить комментарий