суббота, 11 апреля 2015 г.

Это ужасно. Сафари с пулемётом, или как правильно ненавидеть Канобу


Ok, я изучил информацию по самому громкому скандалу недели. Так что сегодня в рубрике «Это ужасно» будем учиться правильно ненавидеть Канобу. Личное оружие пока оставьте вон там, на комоде — заберёте после лекции.

*Примечание: мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Лирическое отступление


Нет в России большей дыры, чем журналистика: заработки в этой профессии небольшие, люди тут не задерживаются, оседает только всякая гарь, ни к чему больше не приспособленная и от жизни смертельно уставшая. Что, естественно, накладывает известный отпечаток на то, как эта журналистика выглядит.

Единственный способ начать сколь-нибудь солидно зарабатывать написанием букв — это, собственно, перестать писать буквы за деньги и переключиться на прилегающие занятия. Можно, например, стать главным редактором и зарабатывать на несколько грошей больше. Ещё лучше — набраться опыта, крутануться и заделаться хозяином собственного издания. Ещё можно торговать жопой — в переносном смысле, конечно. А может и в прямом — кто их разберёт, как эти «вроде-как-причастные-к-журналистике-ребята» умудряются разожрать такие жирные ебальники? Без умело проданной жопятины наверняка не обходится.

В идеале же нужно вообще съебать на хуй из профессии и заняться чем-нибудь приличным.

Журналиста с выплатой денег непрерывно ебут все причастные и непричастные. Пока ты молодой и начинающий — тебе «надо поучиться» и «поработай на портфолио». Читай — паши за так (даже не за спасибо). Когда наберёшься опыта, платить станут. Но ровно столько, чтобы ты не откинул копыта и мог раз в шесть лет купить свежую тряпку, чтобы прикрыть зябнущие на промозглом декабрьском ветру половые органы (на другую одежду не рассчитывай — дорого).

Если ты упорен, да ещё и литературным талантом не обделён, да циничен умеренно, то рано или поздно читатель станет, что называется, «приходить на тебя». Таких авторов в изданиях любят, холят и лелеют: они могут себе позволить питаться целых два раза в неделю и раз в пару лет даже купить себе майку. К этому времени, правда, талант уже успевает вплотную заняться чем-нибудь более прибыльным, хотя бы даже сделать карьеру половой тряпки в клининговой компании: и чище, и платят больше. Поэтому пишет от случая к случаю и уже вообще не ради денег, а просто потому что не может не писать.

Можно сказать «пишет для души», но у журналистов, сами понимаете, души нет. Так что считайте это болезнью.

Каких-то других разрядов и карьерных ступеней у отечественных журналистов нет. Рост некоторое время обеспечивается беспокойным кочевничеством из одного издания в другое, где платят на 300–800 рублей больше. Но издания, понятно, очень быстро заканчиваются. Раньше, чем на непомерно разросшийся на новых местах журналистский оклад станет возможно оплатить хотя бы съёмную камору.

Поэтому о профессионализме в журналистике говорить сложно. Не только оттого, что талантов мало (а их мало). Талантам, видите ли, нищебродство в хуй не впёрлось. А альтруистичные гении, этакие Перельманы от журнализма — это как «Гражданины Кейны» от видеоигр: хуй где встречаются, но все он них любят говорить.

Наша с вами нежно любимая игровая журналистика — ярчайшая тому иллюстрация. За недолгие годы существования она не изменилась никак. Как раз в силу упомянутых причин.

С чего она начиналась? С горстки журналов. В журналы писали либо граждане, слабо понимавшие, о чём вообще пишут. Либо крайне молодые люди, с трудом связывающие хотя бы пару слов. Были ещё читатели, как в бессмертном и убогом треш-угаре под названием «Великий Дракон» (этот нежно любимый мной, толсто обмазанный ностальгическим говном мусор, кстати, мало в чём уступал зарубежным аналогам того времени — но о таких вещах в лекциях о правильной ненависти не говорят, вот и мы говорить не будем). Читатели выступали бесплатной рабочей силой, присылали рецензии, написанные на голом энтузиазме. И, впоследствии, частенько вливались в непрерывно редеющие (см. пункт «денег вечно нет») ряды редакции.

Со временем среднестатистический авторский состав стал выглядеть так:

— 1–2 «золотых пера республики»: популярных, но работающих время от времени (потому что надо где-то на жизнь зарабатывать, заказы рекламные, халтурка, все дела) автора

— 3–4 голодных студента, удостоенных чести работать в ВЕЛИКОМ издании. Студенты в страшных муках рожали перлы вроде «Плоский мир Терри Причера», или там либрариев библиотекарями называли. В качестве компенсации за рабский труд была возможность играть и время от времени ездить на выставки (тогда на выставки ездили чтобы выдать целый номер, а то и два, с кучей новостей, анонсов и прочего — это сейчас отчёт пишет штатный Добби на основе интернет-трансляции, а старожилы туда мотаются попинать хуи, выпить пива и натырить домой мерчендайза)

— ну и на подхвате десяток-другой авторов-однодневок, хуй пойми-кого-которых-можно-выпнуть-не-заплатив. Ответственности у них, понятно, никакой. А какая ответственность — такой и спрос за качество

Практика показывает, что в условиях тихого болота вся эта душная поебень может спокойно бродить годами — и даже не очень вонять, если не топтать её коваными берцами. Но в условиях регулярных, как дамский цикл, кризисов разлетается моментально. Что, собственно, и произошло.

Дальше случился новый эволюционный поворот: издания об играх перешли в интернеты. Как они выглядят сейчас, что принесла эволюция, как выглядит среднестатический авторский состав сегодня?

— 1–2 «золотых пера республики»: популярных, но работающих время от времени (потому что надо где-то на жизнь зарабатывать, заказы рекламные, халтурка, все дела) автора. Тех, что с журнальных времён так и не устроились на тёплые места в конторы по производству унылых мобильных игрушек. Или устроились, но жажда творить периодически заставляет макнуть голову в знакомую помойную яму

— 3–4 голодных студента, удостоенных чести работать в ВЕЛИКОМ издании. Студенты в страшных муках рожают колонки, переписывая статьи из Википедии. Иногда ведут блог. Читаешь такой блог и думаешь: «Хм, а ведь в том интернет-издании, где чувак пишет, всё-таки есть какая-никакая редактура: им там хоть "через чюр" на "через чур" исправляют!». В качестве компенсации за рабский труд у голодных студентов есть возможность получать пресс-копии, за которые они готовы с проглотом отсасывать хоть у всего многонационального состава Ubisoft и ставить 11 баллов чему угодно. Не потому что заплатили (кто им, несчастным, платить будет?), а потому что и на читателей нарываться не хочется, и перед дарящими пресс-копии издателями неудобно (а вдруг в другой раз пресс-копию не пришлют, где четыре косаря взять?)

— ну и на подхвате десяток-другой фрилансеров-однодневок, хуй пойми-кого-которых-можно-выпнуть-не-заплатив (как стало известно после мартовского скандала в Look at Me, с молодецким посвистом вертеть фрилансеров на хую — вообще национальный спорт, со своими чемпионами и рейтинговой системой). Ответственности у них, понятно, никакой. А какая ответственность — такой и спрос за качество

Как наверняка заметил самый внимательный читатель, не изменилось ровно нихуя. Разве что блоги появились (вот вроде того, что вы сейчас читаете). Это самое дно, там резвятся те, кто даже редакциям не нужен. Иногда блоги становятся коллективными и вообще начинают излучать тёмную энергию распада и разложения. Не будем о них. Подытожим лучше про журналистику.

Естественно, рассказанное выше — это средняя больница по температуре. Где-то нормальных авторов больше. Где-то их вообще нет, по редакции шатается кочевой фрилансерский сброд, толпы разнообразных алкашей и неудачников, рецензии пишутся измазанной в рвоте коленкой, а новости состоят из перепечатанных пресс-релизов с Games Press Digest и пизженных с AllGamesBeta и Неогафа инсайдов. Ну и толпы непуганных идиотов в комментариях, в обязательном порядке.

Засим лирическое отступление разрешите свернуть и перейти к делу.

Утечка


Об утечке инфы о новом Deus Ex знают, наверное, все. Но для тех, кто ночует в танке, и до кого брызги от бурления говн не долетели, поясняю.

Печально известный своей ублюдочностью и идиотизмом издатель Square Enix на днях организовал необычный анонс. В течение трёх дней шла зацикленная трансляция: на видео — каменный мешок, в мешке валяется человек. Один раз в день что-то меняется. Зрителям предлагается догадаться, какую игру анонсируют. По итогам должны были озвучить сам анонс: Deus Ex: Mankind Divided. А издание Game Informer (то, у которого ссылки в твиттере не работают) под это дело подготовило большой спецматериал с подробностями о проекте. Вот интрига, вот хайп, вот анонс, вот материал — в таком порядке.

Кто совсем не в курсе, поясню: Deus Ex — это известная серия. Великая надежда играющего человечества, икона, имеющая ряд характерных черт. В последней ипостаси у прекрасной игры была вырезана часть контента — буквально. Не дополнение, а глава из самой середины. Которая предлагалась за отдельные деньги. Баланс там тоже был ебанутым — с поправками он выравнивался, превращая игру в прекрасный образчик жанра. Поправки, естественно, тоже предлагали за отдельные деньги.

Информация важна для понимания, что за издатель такой организовал мегаинтригующую трансляцию, в которой три дня нихуя не происходило.

Итак, всё идёт своим чередом. Мужик в каменном мешке томится. Народ вяло голосует и переговаривается. И вдруг, внезапно, как птичий помёт на новый брючный костюм, отечественный сайт Канобу вываливает полную информацию по анонсу: что за игра, что в ней будет. Неизвестно, где произошла утечка: есть мысль, что слил всё кто-то из Game Informer`а, но это из области теорий. Важно другое: инфу перепечатывают даже издания из крохотных деревушек, затеряных в Африке. Интрига идёт по пизде. Проебавшие вспышку представители других отечественных изданий и блогов, в основном, захлёбываются пеной. Канобу греется в тёплом джакузи славы.

Что характерно, лучами ненависти исходят и читатели. Аудитория. Игроки. Причины, что характерно, самые идиотские. Заходишь в любые комментарии, посвящённые этому событию — и хватаешься за голову. Претензии адские. Разберём самые частые, в формате FAQ.

Q: Авторы Канобу не имели права сливать информацию раньше времени! Как же так?
A: Для кого-то это станет сюрпризом, но издание делало ровно то, что должно делать издание: выдавало имеющуюся информацию. Понятно, читатели и авторы привыкли, что сделать новость в современном понимании — это перевести новость с заграничного сайта, как вариант — переписать пресс-релиз.
По факту всё несколько иначе. Даже в такой убогой профессии как журналистика, подобное считается уделом ущербных, подножным кормом. Это такие задачки для студентов, которые нормальным (sic!) журналистом клепаются по 25 штук в час. И, собственно, работой не считаются — потому что даже мозг включать не требуется.
Нормальный журналист информацию добывает. За что и получает свои честно заработанные объедки с барского стола. Добыл — хорошо. Добыл эксклюзив — прекрасно. Читатель на сайт приходит ради двух вещей: новостей, которых нет у других, и авторов, которые пишут лучше, чем другие.
Вот новость, которой не было у других, авторы с сайта Канобу и вывалили. Сетовать на это — всё равно что ругаться на продавцов в продуктовом магазине, куда вдруг завезли продукты. Всё равно что злиться на розетку, в которой неожиданно появился электрический ток. Мысль ясна?

Q: Но они же продались за трафик! Как можно?
A: Можно. И нужно. Что бы вам там ни казалось, владельцы изданий создают эти самые издания ради прибыли. Прибыль получается от рекламы. Стоимость и востребованность рекламных площадей рождается из объёмов трафика. Это, милгосудари, азбука.
Всё делается ради трафика, а не ради высоких идей. Как уже сказано выше: у авторов не очень хорошо получается жрать высокие идеи, одеваться в высокие идеи и переводить высокие идеи в квартплату.
«Они продались за трафик» — это не обличающее негодяев открытие, это констатация совершенно нормального факта. Как «Снег весной растаял».

Q: А что насчёт подставленного издателя, который старался, что-то изобретал, плёл интригу?!
A: Во-первых: если утечка произошла — она произошла по вине издательства. Кто-то распустил язык и сам себе виноват. Во-вторых: анонс был, прямо скажем, тоскливым. Три дня ёбаного нихуя, словно манящего: да уебите уже кто-нибудь эту жалкую «интригу»! В-третьих — и этот вопрос я безрезультатно задаю всем защитникам «несчастного обманутого издателя»: как на слив отреагировала сама Square? Была ли официальная нота протеста? Кто и что заявил по поводу утечки? Кто гневно объявил о санкциях против подлого российского сайта?
Правильный ответ: да всем там похуй.
Нет подставы, нет обиженного издателя. Похуй ему. Не надо защищать того, кто срать ебал всё происходящее. Ему эта защита не нужна. Обиженный издатель, скорее всего, уже не один кусок из игры вырезал, а десять — и готовится впарить вам каждый по трети цены самой игры. Ему вообще не до этих утечек, он деньги зарабатывает и обдумывает, как вашу любимую франшизу подключить к бесперебойному доильному аппарату.
Наплачетесь ещё, защитнички.

Q: Но как же игроки? Они ведь голосовали, ждали!
A: Снова. Во-первых: самые преданные фанаты серии давно были в курсе и разработки, и даже подзаголовка, под которым выйдет игра. То, что их реально интересовало, они получили на день раньше.
Во-вторых: были ещё и люди непричастные, ожидавшие анонса совсем других игр. Их «подло» избавили от лишней траты времени. Ну, на полтора дня меньше потрачено впустую — не знаю, кого это может задеть.
В-третьих: были те немногие, кто искренне переживал и кто ждал в том числе анонса Deus Ex. Они вполне могли избежать «спойлеров» — ибо трансляцию никто не прерывал. Донесли информацию те самые возмущённые, засравшие возгласами все возможные новостные — и не новостные — ленты.

Q: Хочешь сказать, что коллектив Канобу весь в белом стоит красивый?
A: Да боже упаси, нет, конечно.

Высшая мера


Возвращаясь к первой части лекции: Канобу относится к той самой низшей касте игрожура, о которой я писал в финале лирического отступления. В которой беда с профессионалами, масса фрилансеров-однодневок. Авторы допускают регулярные проёбы по фактике, понятия не имеют о таких вещах как орфография или стилистика. Если нужен пример претенциозного непрофессионализма — то вот он, сферический, в вакууме. Далеко ходить не надо.

В таких условиях их способность добыть какой-то эксклюзивный инсайд (прошу прощения за конструкцию) вызывает сомнения. Есть серьёзные подозрения, что ради информации никто там пальцем о палец не ударил. Легко пришло, легко ушло. И даже там, в сливе, вроде как, умудрились налажать — впрочем, уже не поймёшь, кому принадлежит гениальное «действие игры перенесут нас в разные точки мира — такие как Прага и Чехия». Тут канобувцы, может, чисты — и это просто другие идиоты подключились к делу. Но в любом случае, над интересной формой подачи не заморачивались.

Хуже другое: то, что началось после публикации. Сначала редакция сообразила, что могут последовать санкции. Статью оперативно удалили (кстати, непонимание того, что существует в мире такая вещь, как «кэш Гугла», прекрасно характеризует вообще любое интернет-издание).

Из кэша все и потащили информацию. Поняв, что жопе розг не миновать, статью на Канобу вернули. А потом, внимание, сделали изданиям рассылку: дескать, ссылайтесь не на кэш, а на этот материал! Потом рассылку тоже потёрли, во избежание позора (да, через считанные часы после истории с кэшем Гугла — некоторых людей никакие грабли не учат).

И, подводя итог феерии, на главной странице подвесили обращение: «Мы просто выполняли свою работу». Нет, ребята. Всё не так. Вы начали выполнять свою работу, потом труханули и сдали назад. А когда отступление оказалось невозможным, попытались принять героическую позу.

Это не профессионализм — профессионализм находится на противоположном конце шкалы. Некто Бенджамин Франклин в своё время дал таким как вы очень хороший совет:


И да. Читатель, обращаюсь к тебе. И к тебе. К вам. Вот за что Канобу можно гордо и обоснованно ненавидеть: за претенциозный непрофессионализм. Примеров в избытке.

А всякое про «не имели права выдавать информацию», «продались за трафик», «подвели издателя» — это какая-то детская истеричная хренота. Не пачкайтесь. Оставьте это Канобу.

10 комментариев:

  1. Я, ежели чего, изначально кормил их хуями только за эту мудацкую историю с удалением и беготней по твиттеру.

    ОтветитьУдалить
  2. Константин11 апреля 2015 г., 1:39

    что с блогом? Почему всё черное. Мне что вернули мой стим 2007 года?

    ОтветитьУдалить
  3. Idunno, я ничего не трогал, оно само. Наверное. У меня всё норм.

    ОтветитьУдалить
  4. А в комментариях на эту тему встречается такой градус неадеквата, что хоть волосья рви. «Продались, бедная Square», все дела.
    Это до чего надо дойти, чтобы защищать сегодняшнюю Square?

    ОтветитьУдалить
  5. збс текст, я аж подписался на блог.

    ОтветитьУдалить
  6. Посмотри продажи FF XIII и сам все поймешь

    ОтветитьУдалить
  7. В мобильной версии черный фон и белые буквы

    ОтветитьУдалить
  8. А. Ок, поменяю фон на белый, если так читабельней.

    ОтветитьУдалить
  9. Молочный Заговор15 июня 2015 г., 17:38

    Круто.

    ОтветитьУдалить