пятница, 3 июля 2015 г.

E3-2015: Большая тройка – Microsoft, Sony, Nintendo


Пример «Большой тройки» — отличная иллюстрация всей Е3-2015: не скрывая брезгливого омерзения можно разбирать и то, как относятся к индустрии разработчики, и как к ней относятся игроки. Более того: понимать, чего ожидать в дальнейшем. Блеск обещаний, гулкая пустота и световая скорость бесконечного хайп-трейна — на конференции Sony. Немытое рыло реальности — на конференции Microsoft. И Nintendo, мозг которой в этом году оказался поражён спорами fungus boringus (жизнь в грибном королевстве не может не сказаться на здоровье).


Microsoft

Конференция Microsoft из всей «Большой тройки» оказалась не самой лучшей, но самой честной. Вся программа — как выведенная ярко-красным маркером на белой доске надпись: компания потеряла связь с аудиторией. Вперёд её ведут недобитые маркетологи, которых давно пора душить прямо на выпускном в колледже. Инерция, приданная мощной силой X360, истощается. Машина замедляет ход. Происходит примерно та же хренотень, которая тысячелетиями творится, например, в любой власти в любом конце света — и это, конечно, ужасает.

Представьте, что есть два политика: один отремонтировал четыре лавочки в сквере. Другой не сделал ничего, но обещает превратить страну в величайшую империю, а каждому гражданину — выдать по десять прекрасных наложниц и 90 рабов в безвозмездное пользование. Популярность в народе, как показывает история, будет не на стороне того, кто ковырялся с какими-то жалкими лавочками. Так и тут: Sony выступает в роли Великого Императора Пустых Обещаний и рвёт кассу. Microsoft — старательно починяет гнилые лавочки и остаётся в хвосте.

А ужасает всё. И потому что воздухом обещаний уже третий год никак не получается насытиться. И потому что «лавочками» творящегося упадка не поправишь — какими бы реальными они не были. Реальная гниль остаётся гнилью. Не поймёшь, что хуже: голодное урчание желудка, наполненного воздухом надежд и ожиданий, или аромат гнили по 60 баксов за коробку.

Microsoft в своей политике, кажется, предпочитает ориентироваться на показания приборов — читай, рейтинги на агрегаторах оценок. Незачем скоблить влажные сопли фанатов, незачем прогонять собранную слизь через дистиллятор, собирать в капли мечты и распылять их в толпу из аэрозольного баллончика. Есть проверенный продукт, он приносит деньги, на этой площадке и устроим пир. Что в ассортименте? Набор проверенных брендов с лёгкими дополнениями.

Halo 5, которая теперь «сюжетно ориентированный кооп» с ожидаемо крутым мультиплеером на арене и чем-то крайне сомнительным в сингле.

Forza 6 — из серии, обновляющейся подозрительно часто для хорошего симулятора. То, что вошло в список изменений, другие выпускают в виде DLC. Но и это (сюрприз!) больше чем GT7 от Sony. Напомню, даже не анонсированный.

Fable Legends — которую продолжают убивать палками, уже переломавшими такую гору колёс, что ими можно выложить дорожку вокруг Солнечной системы. Превратить сингловую игру в мультиплеерную? Готово. Сделать её фритуплейной? По щелчку пальцев. Объявить выход не только на Xone, но и на PC? Чуть не забыли! Here lies Fable, god rest her soul.

Gears of War — предсказуемый анонс, отчего-то не вызвавший особых восторгов даже у фанатов серии. Ну, GoW. Ну, такой же, как раньше, только без Маркуса Феникса (again?). Ну, как та же Halo без Мастера Чифа. Как Tomb Raider без Лары. Как Uncharted без Дрейка. Как Секретные Материалы без Малдера и Скалли. Как Adventure Time без Фина и Джейка. Словом, что может пойти не так, верно?

И, конечно, Tomb Raider (с Ларой). Который всё ещё, вроде как, эксклюзивен. То есть, так и пишут: «Эксклюзив Xone». Вот с Fable пишут «Xone и Win10», а тут — только Xone. Я бы, конечно, не стал отметать возможности выхода на PC через полгода-год. Но владельцы PS4 определённо пролетают. Обратите внимание: в открывающем ролике конференции показали маскотов MS: Мастер Чиф, Феникс, герой из Fable — и Лара. Пищи для размышлений достаточно, жрать пора.

Словом, первый ряд анонсов — привычные серии, лёгкие изменения. Или полное их, изменений, отсутствие.

Второй ряд — новые проекты. О них, по традиции, мы теперь не услышим до самого выхода года через два-три. Примерно как в случае со Scalebound. Сегодня тут у нас ReCore, потенциально интересная игра от господина Инафунэ: человека в индустрии не последнего. Но отличившегося, в первую очередь, дизайном персонажей и продюсерской работой. Не всегда успешной, кстати говоря.

Есть очередная MOBA (аббревиатура расшифровывается как «через месяц после выхода все забудут как игра называлась» — их сейчас клепают все. Ну, вроде как, MS тоже в графе надо галочку поставить: ага, у нас такое тоже будет.

И, конечно, обязательное прилюдное изнасилование Rare. Вместо долгожданного ремейка (или новой части) Battletoads — сборник старинных игр компании. И Fable Legends про пиратов, который назвали не Fable Legends: Pirates, а, почему-то, Sea of Thieves. Ни эмоции от анонса, извините — ещё один generic.

Промазаны эшелоны «один» и «два» инди-играми. Самые интересные лепятся уже сто лет (как Cuphead). Присыпано всё сверху мультплатформой, которая и без Xone выйдет везде и всюду. И, в общем, непонятно зачем тут присутствует.

На закуску — три необычных вещи. Одна — обратная совместимость через встроенный эмулятор (с которым, как выяснилось уже после конфы, пока что есть большие проблемы). Вторая — крутой геймпад. Третья — голографический Minecraft с Hololense. Вещь крутая, вещь необычная. Но рассчитанная, во-первых, на определённый возраст. Во-вторых, на владельцев Xone. Потому что «купить консоль, купить очки, чтобы потом играть в Minecraft вдвоём хахахавыебанулисьчтоли».

В итоге конференция напоминает магазин мобильных игр. Заходишь, листаешь список из десятков наименований — и ничего не вызывает желания немедленно брать и играть. Лично мне, конечно, интересны Halo 5, Tomb Raider и ReCore. Но не настолько, чтобы немедленно идти и покупать Xone.

И в то же время понятно: вот это — игры, которые реально выйдут в ближайшие полгода-год-два. Этот парад убожества не будут долго переносить, закрывать, открывать снова, продавать, перекупать, даунгрейдить и ебсти в фантастических позах. Они просто выйдут во всём своём убожестве. Спокойно лягут на полки. Спокойно перекочуют к тебе домой. Возможно, с распродажи. И нигде не аукнутся, ничем не запомнятся.

Вот это — реальность. Её представила нам на E3-2015 компания Microsoft. А компания Sony представила фантазию, которой не суждено сбыться.

Sony

Пресс-конференция Sony оказалась могучим дредноутом, который фактически вытащил на своих плечах всю E3. Где больше хайпа? У Sony. Где самые ожидаемые игры? У Sony. Кто порвал зал? Sony. Last Guardian — вперёд. Долгожданный римейк Final Fantasy VII? Да, господа! Продолжение Shenmue? Ещё раз да! Словно мы пятнадцать лет просили у Деда Мороза велосипед, щенка бульдога и две новых Жэ-Форсины. И тут пришёл ответ: всё будет, чуваки.
Как можно было не обосраться от радости — я не знаю. Люди в зале сидели как на выступлении шарлатана-гипнотизёра: с ошалевшими глазами и застывшими улыбками во все 24 зуба.

Но спустя пару недель, пересматривая конференцию на трезвую голову и включив скептика, понимаешь: дредноут бумажный и потонет к следующей весне. Но ничего, новый кораблик запустят.

Пока — есть Last Guardian, с ним нас наёбывают с 2009 года. И мы, вроде как, радуемся очередному, 110-му обещанию. Что само по себе нелепо, но мы люди опытные – и не такое хайпили.

Есть FF VII римейк — от компании, которая наёбывает нас с FF vs. XIII FF XV с 2006 года. Игра, чо уж там, не эксклюзив Sony: его с таким же успехом могла объявить Microsoft.

И есть Shenmue III: тоже не эксклюзив. Вдобавок, Sony даже не давала на него денег — он собирает средства на кикстартере, а контора просто погрелась в лучах славы.

Что есть у Sony фактически? Суммарно — всякого разного есть меньше, чем у Microsoft. Из обязательных сиквелов только вновь перенесённый Uncharted. Из новинок второй волны — Horizon и Dreams. Причём Dreams даже игрой-то, по сути, не является: я затрудняюсь дать ей определение. Да и разработчик — Media Molecule (LittleBigPlanet, Tearaway) — тоже затрудняется. Пока это выглядит как фантастический редактор для создания любительских игр. Такое логическое продолжение LBP, творческий инструментарий. Красиво, здорово. На любителя. И вообще без каких-то конкретных дат выхода, скорее очередной отчёт о разработке. Впервые проект показали в 2013, с тех пор он сильно изменился, но конкретики как не было, так и нет.

В свою очередь, Horizon на стадии анонса выглядит прекрасно. Конец света, одичавшие люди охотятся с луками и копьями на механических динозавров. Этакий Терминатор, но на фоне зелёных лугов. Очередная Action RPG про открытый мир и его исследование. Поводов для скептицизма может возникнуть масса, но пока всё гладко.

Лишь одна деталь не даёт покой: разработкой занимается Guerilla, чья Killzone, наверное, хороший бенчмарк для консолей Sony. И, наверное, не худший из консольных онлайн-шутеров времён «до полного доминирования CoD». Однако в сингловой части это кусок тоскливого убожества. Может ли компания, всю свою историю клепавшая на конвеере отборную тоску, сделать нечто интересное? Шанс есть — примерно такой же, как шанс на то, что Уве Болл снимет интересный фильм.

Вот, в принципе, два реальных анонса от Sony на E3. Остальное — мультиплатформа. Hitman, Destiny, Street Fighter V, AC: Syndicate, No man`s sky, Firewatch, Arkham Knight, Battlefront. Во всё можно будет сыграть также на Xone или PC. Или и на Xone, и на PC. Даже World of Final Fantasy (её заглушил анонс римейка семёрки — но, судя по пресс-релизам и видео, это вполне себе классическая JRPG, с ATB и оригинальной боевой системой; и да — это FF, которая наверняка ВЫЙДЕТ рано или поздно) — даже в её случае выход на других платформах есть в перспективе.

Понятно, что из всей «Тройки» Sony сейчас меньше всех должна заботиться о росте продаж консолей. Понятно, что несколько боевых патронов и Sony, и Microsoft придержали до всяких Геймскомов: там должны показать всё, о чём говорили на прошлой E3 и что сразу после этого ушло в режим молчания.

Но всё-таки: конференция именная, процент эксклюзивов мог быть и повыше. По факту же — минимум свежака. Владельцу хорошего PC может быть вообще непонятно, зачем делить всё это на две разных конфы: слепи всё в один ролик, получишь праздник анонсов для боярина. Убери мультиплатформу — и на дне осядет лишь лёгкий налёт эксклюзивности. Картина удручающая. Не менее удручающая, чем Nintendo Digital Event.

Nintendo

В чём не откажешь Nintendo — так это в умении иронизировать. Они его прокачали до 95 уровня. Теперь это умение устроить пожар посреди порохового склада и, стоя посреди разгорающегося пламени, пошутить про любовь к хорошо прожаренному мясу.

Одна сценка с Digital Event. Кукольные Реджи, Ивата и Миямото стоят перед камерой. Немая пауза. Реджи: «Так. А что дальше?». Пауза. Сверху спускается стилизованная звезда из игр про Марио. Играет музыка из Марио. Все трое начинают танцевать. Всё.

Одна сценка. Полное описание всего Digital Event и сегодняшней политики компании на рынке больших консолей. Что дальше? Хуй знает. Но вот вам какая-то Марио-символика. *все танцуют*

Nintendo на E3 в этом году — синоним слова «провал». Особенно на фоне адского и сносящего крышу прошлогоднего выступления. Дикие скачки на опоенной спиртом лошади, иначе не назовёшь. Дети хоронят Nintendo, та в ответ устраивает адскую череду анонсов, все сверкает, всё блестит, сыплются остроты, льётся рекой шампанское. Абсолютное большинство анонсированных игр действительно выходит в срок (в упрёк конкурентам). Эти игры действительно оказываются тем, чего от них ждали. Скептицизм уступает место вере, надежде и любви. «Могут, показали!», — думаешь ты, хлопая в ладоши.

Nintendo с видом победителя делает шаг вперёд. Стоит в громе аплодисментов. Затем кладёт Wii U в яму и бросает сверху первую горсть земли. Хлопки в зале становятся неуверенными и редкими. What. The. Fuck.

Сначала был недоанонс новой консоли NX. Ничего толком не объяснили: портатив ли это, домашняя ли консоль, переходник ли между Nintendo 3DS и Wii U, нечто третье ли. Но народ сразу поставил крест на полуживой Wii U. Теперь сеанс укладывания в гроб своего детища мамаша N продолжила на E3: практически никаких анонсов. Да, там к выходу готовится хорошая пачка игр, но все выйдут до конца года. О планах на 2016, когда с NX сорвут покров загадочности, ни слова. Наводит на вполне определённые мысли, верно?

Всё, что показали по Wii U, покрыто налётом безразличия. Это игры, которые уже или вышли, или выйдут вот-вот: Mario Maker (ничего лучше к юбилею маскота компании придумать не смогли), Yoshi`s Wooly World, Xenoblade.

Показали также игры очень на любителя: если первая проблема с Wii U — большой интервал между релизами, то вторая — крайне узкая аудитория этих игр. Серьёзно: Mario Tennis? Animal Crossing? Это же продукт второго, поддерживающего эшелона. Почему он в первом ряду? Почему у вас вообще ряд один?

Наконец, показали проекты ожидаемые, но… Как это сказать? Превращённые в гиперболизированную уёбищность? Пожалуй, точное определение. Star Fox выглядит хуже предыдущей большой игры серии. Хуже игры, вышедшей 10 лет назад! Это похоже на хуёвый инди-проект, а не на возвращение легенды. Это кусок трупятины, насаженный на палку. Это не Star Fox — это Упоротый Лис.

Если реакция на Лиса — гнев, то в случае с мутным кроссовером Fire Emblem vs. Persona просто ничего не понятно. В буквальном смысле: трейлер пустили на японском языке, видеоряд похож на кашу. Что? Где? Когда? Да хуй его знает. Прекрасное использование возможности обращаться к потребителю «directry».

Конечно, может быть — всё домыслы, а пушку Wii U ещё заряжают. В прошлом году, например, почти ничего не говорили об играх для Nintendo 3DS, но это не значит, что консоль хоронили. В этом году всё внимание ей, живёт и здравствует. Куча анонсов. Тут тоже были вещи известные — например, Yokai Watch, Fire Emblem анонсами-то не назовёшь. Были и мощные подставы, вроде мультиплеерного хуй-пойми-чего под вывеской Метроида («лавры» Square с анонсом старой FF VII на PS4 не дают покоя). Ну или мультплеерной Zelda: Triforce Heroes.

Первое — в целом титанический хуй, на котором провернули всех, кто ждёт новых приключений Самус. Второе шлю на хуй лично я, потому что социопат и ненавижу ебучих людишек. Особенно — блядских тупорогих детей, которыми, как червями, кишит онлайн.

По-настоящему цепляет одна вещь (ща аудитория поморщится, знаю, но в этом случае похуй): Mario & Luigi: Paper Jam. Такой микс из Dream Team и Paper Mario. Обе продолжали дело Mario RPG. Обе обладали зашкаливающим количеством крутых игровых механик. Теперь эти механики перемешают, скомбинируют и получат пиздически-колоссальных масштабов гору новых механик. И, в общем, если ты судишь не по обложке и любишь, чтобы игра подкидывала свежие задачи от начала и до конца — тебе надо будет это купить и поиграть.

И, собственно, этой игрой интерес исчерпывается. Где-то там есть Zelda, Devil’s Third, Fatal Frame — но всего этого не показали. От выступления веет безразличием и усталостью. Такое, знаете: «Ой, чёт как-то нам не хочется, как-то нам не то чтобы лень, а хз вообще как. Давайте через год». Этак без энтузиазма.

Every night I see a dream about that town: Silent Hill 

В итоге по E3-2015 ощущения, в целом, негативные: есть несколько интересных мультиплатформенных проектов — но чуть ли не от всех знаешь чего ждать. И все пока тянут на, выражаясь игрожурским суржиком, «на семёрочку максимум». По эксклюзивам — мало и тоже как-то meh. Есть ещё надежда на другие выставки, на регулярные Direct’ы в случае с Nintendo. Но тут получается, что E3 — событие, вроде как, уже и не центровое.

И еще, конечно, хайп-трейн, но тут надо бы охладиться. Вспомнить, сколько из анонсированных на 2015 год продуктов добрались до финиша. Вспомнить, сколько уже тянется история самых громких из озвученных анонсов.

Вспомнить, наконец, самый крутой анонс прошлого года, он же — самый-круто-обставленный анонс в истории: Silent Hills. А ведь игре понадобилось меньше года, чтобы скончаться от самых противоестественных причин. От причин максимально дурацких и нелепых. Шуму-то было: легендарная серия, легендарный Дель Торо, легендарный Кодзима. Охуительная атмосфера, играбельный тизер. А потом уёбочные бюрократы всё это прикончили.

Так что всё ок, но помни о судьбе Silent Hills и о том, кто и как рулит индустрией. Эти воспоминания — стоп-кран для хайп-трейна.

Дёргай.

3 комментария:

  1. Молочный Заговор3 июля 2015 г. в 03:00

    Да унылые игры на этих презентациях были. Я как бы надеюсь на Horizon Zero Dawn, конечно.
    А на конференциях мне понравились куклы у Нинтендо. Люди старались, что-то придумывали :) А не просто выходили с заученными словами. У SquareEnix вон тоже как-то чувак в костюме был. Вот эти две штуки и вызвали у меня больше всего эмоций :) Дожили :(

    ОтветитьУдалить
  2. Из скетчей от Робоцыпа и кукол от Маппет интересней (и смешнее) смотрелся прошлогодний Робоцып. Но, конечно, всё равно прикольно.
    А из Е3 который год смущает тотальный ногамез при непрерывном потоке анонсов. Да, есть во что играть. Но если бы вообще всё обещанное выходило в срок - то каждый месяц была бы приятная проблема: что, блин, выбрать, ведь хочется вот это, вот то и ещё вот это. Вместо этого ты покупаешь ожидаемую игру раз в два-три месяца и остальное время перебиваешься в лучшем случае середнячками с распродаж.

    Короче, как морковка, привязанная перед носом осла: осёл послушно идёт за лакомством, но дойти никак не может.

    ОтветитьУдалить
  3. Молочный Заговор3 июля 2015 г. в 13:00

    Все так.
    Вот хотя бы Нинтендо больше других выпускает то, что анонсирует. Я недавн опосмотрел список анонсов E3 2013, и все очень грустно.

    ОтветитьУдалить